?

Log in

No account? Create an account

священник Алексей

притча об управителе неправедном
ухо
saag
А говорят, что в фб спонтанно пропадают посты. Ну, буду сюда вбрасывать оттуда порой, что придется. Ведь раз уж бросил - то теперь-то иногда и можно! (см. фильму "Кофе и сигареты")

Евангелие от Луки, гл. 16

"Копать не могу, просить стыжусь".

Подобно каждой фразе притчи о неправедном управителе (Лк. 16), эта приглашает задуматься по многу раз. И все равно не будет одной верной дорогой идете товарищи.

В греческом тексте:
σκάπτειν οὐκ ἰσχύω, ἐπαιτεῖν αἰσχύνομαι·
Sk'aptiv uk iskh'io, epet'in eskh'iome.

Сразу заметна яркая звуковая форма: ск'а-птин / э-пе-т'ин; ис-хИо / эс-хИоме. Это раз.

Два. Почему именно этот труд: копать? Есть ли другие соображения, кроме красоты спасет мир? Есть.
Σκάπτω - копать, вскапывать (землю), окапывать. Уже - множество ассоциаций. Какую выбрать мне? Соответствующую _моему_ сегодняшнему состоянию и настроению. Это может быть так: не могу заботиться и долго "рыхлить почву" в надежде на отсроченный урожай. Неверие в свои силы или непреодолимая черствость. А может: не могу же я ото всех окопаться, быть полностью автономным! (И тогда дальше логично: "а просить стыдно".) Появляется и образ могилы: убиться об стену со стыда и самому себя земелькой засыпать?? Тоже не могу, οὐκ ἰσχύω - тот же корень, что в ἰσχυρός - 'крепкий'. Не могу = нет мочи: не имею сил, я слаб.

'Просить', ἐπαιτεῖν - это еще и жаловаться и оправдываться от вины.

(Вообще-то для меня здесь прямо вспыхивает еще аллюзия с Лк. 9:58. Лисицы роют норы, небесные птицы чирикают и вьют гнезда, но у сына человеческого - иное призвание: не уклонять взгляда от своей правды и не рассчитывать на результат. Оставлю эту веточку прорастать дальше в тишине.)

Но, между прочим, есть еще и переносное значение греческого глагола σκάπτω: переступать границу или меру. Вот. Тут уж вперед, сестра моя фантазия, излейся, наконец, в мирных целях! Ну, или не ходи далеко - это все равно.
Потому что 'просить', ἐπαιτεῖν - это еще и просить _сверх_ чего-либо. А также: изыскивать причины, оправдываться и жаловаться, вот как!

(Для меня здесь, кроме прочего, важны смыслы - указатели направления: переступать границу - вперед/назад, а просить сверх - то же, но вверх/вниз. Повсюду в Писании присутствует всевозможными средствами представленная Всеохватность. В данном случае - в негативном ключе: накуда деваться ни в ширь, ни в высоту - полный тупик.)

Так вот. Можно особо даже ничего не фантазировать (если только не хочется!).
После предъявленного приказа об инвентаризации с последующим увольнением переступить границу и снова химичить у меня больше нет возможности, это же очевидный факт.
Оправдываться тоже бесполезно. Просить более того, что у меня было, не только бессмысленно (поскольку было у меня попросту _все_ имущество моего господина), но и стыдно. И даже - один из смысловых оттенков в словоупотреблении оного греческого корня - _безбожно_. Это тоже еще один наипростейший факт, который на грани отчаяния управляющий решается признать - некуда уже деться! И тут есть еще, как выразился герой Венедикта Ерофеева, экзистенциальный намек. На высший, божественный принцип.

На грани отчаяния, в полном тупике пред мысленным взором распахивается восхитительная по своей простоте и эффективности _догадка_! Сделать то же, что я давно уже научился делать лучше всего, но при этом слегка изменив вектор действия.

Когда в жизни ко мне приходит такая догадка: о том, что является простым и действенным выходом из казавшегося смертельным тупика - это вообще-то называется божественное озарение, никак не меньше!

Как говорил Веничкин герой. Мол, ну тут вы все, конечно, приметесь меня срамить: фуу, Веня, ты что же это такое решил на Бога спихнуть, а?

Но Истина опрокинет все концепции первым же нашим приступом икоты или неожиданным чихом. Бог настолько прост и спокоен, что мой мятежный ум всегда пасует, когда пытается понять "ход Его мыслей". )))

Сказано, что да: хозяин похвалил управителя неправедного, что тот, наконец, догадался. Не о том, как все работает, а о том, что надо сделать!! Это же проще простого: помоги другим тем, что в твоих силах прямо сейчас. "Сыны века сего" догадливее "сынов света": последние все морочатся. А те - ставят опыты, набивают шишки, глупо и часто страдают - но действуют. И живут не в хрустальных замках головного мозга, а _в роде своем_. "Посреди людей аз есмь живущи", сказала пророку Елиссею бездетная вдова.

Сыну света страшновато бывает догадаться вылезти из своей головы. Но _вывалившись_ оттуда (поневоле? или по результату своих же незрячих телодвижений? или по неизменному и счастливому закону всемирного тяготения?), он с изумлением обнаруживает, что Хозяин всего этого предприятия стоит рядом - и не нахвалится: ну народился, наконец-то!

То, что Господь (напомню: = Единственная Подлинная Реальность, Тот Кто Есть) похвалил догадливость сынов века сего перед недогадливостью сынов света, ставит под сомнение обкромсанную концепцию о том, что "Бог наверху, а внизу - знамо хто".
Твоя суть небеса и Твоя есть земля, Вселенную и всё, что наполняет ее, Ты создал (Пс. 88:12). Правда в этом.

ДВИЖЕНИЕ - ЖИЗНЬ
ухо
saag

ПО ДОРОГЕ ИЗ СВАНА
ухо
saag
то есть, постепенно покидая жж.
спасибо за все этому дому. здесь уже несколько лет подряд из всей френд-ленты я читал только три журнала. на сегодня интересен только один; второму замену найду в фб; третьему просто желаю удачи и суметь сохранить в сердце жизнерадостную позицию. нельзя обьять необъятное. сохранить все свои мыслищи вслух - бесполезная и безрадостная мечта. пусть это хранят мировые сервера - что сочтут полезным. предпочитаю искать отваги избавляться от багажа и идти налегке, куда Бог поведет.

итак, здесь все пишется уже напоследок. постепенно удаляюсь. постепенно - ну потому что только учусь, и страх перемен не отпустил еще мою бедную головушку. но все заканчивается и меняется в этом мире, к счастью. остаться в жж имеет смысл, если только этот инструмент в моем исполнении будет кому-то полезен. поживем - увидим.

пока что вот - поделюсь здесь плодом сегодняшней ночной бессонницы, который народил в ФБ.

#нелюбовь

Формула Неприятия (ах! Нелюбви!) - в самом общем виде: "Так не должно быть! Надо, чтобы было/стало по-другому".

Для чего Иисус молился (Ин. 17:15): "Не молю, да возьмеши их от мира, но да соблюдеши их от неприязни"? Насколько я понимаю, это была просьба о даровании мне счастья. Ведь дух неприязни ("дух неприязненый", он же лукавый) - _единственный_, и притом иллюзорный (ибо лукавый!), источник несчастья. Он приходит ко мне под разными лозунгами. Но смысл любого лозунга именно такой: "Безобразие! Так быть не должно. Так не может продолжаться. Это нестерпимо. Будет хорошо, только если когда-нибудь будет по-другому!"

Евангелие предлагает для того, кто желает им воспользоваться, прекрасный духовный инструмент (ах! если угодно, - даже "технику"! ах, неугодно? как иному неугодны какие-нибудь исихасты? ну, пусть: исихастам едва ли это в печаль).

Сам инструмент существует превечно, он раньше всех книг.
Это универсальная формула Принятия: "Пусть так, все очень хорошо!"
В евангельском сюжете Слово Принятия (что то же - Слово Жизни, что то же - Слово Любви) явлено наглядно, оно воплощено и высказано до конца: до креста и смерти, через смерть, в Жизнь Вечную. Сказанное про всех и для всех. И больше того: не только про все сотворенные существа, но и про всё существующее. Про всё, что просто здесь случается. Принять все таким, как есть.

Нет? Ну хорошо, нет. Выбирая неприязнь, я просто выбираю для себя хроническую усталость от жизни, при желании - вплоть до помешательства (продолжать до вечности этот сюжет лучше не стоит даже умозрительно).
Жизнь отнюдь не меняется к лучшему, когда тут все те же - плюс еще уставший я.

газ и дух
ухо
saag
ясно же, что из трех агрегатных состояний вещества духу ближе прочих соответствует газообразное: газ, пар. почему и слово такое - дух, или пневма по-гречески. ни формы, ни объема у него нет.
и вот вчера мне и возмнилось... :)
ну, понятно, что телу ближе всего соответствует твердое агрегатное состояние. на то тело и сосуд.
а вот душа тогда и согласует с физикой жидкости! в сосуде плоти. душа - это сгущенное до "жидкого" состояния (т. е. до состояния, имеющего воспринимаемый сознанием объем) дыхание (Дух) Бога. см.: Быт. 2.7.
то есть, Бог позволяет Своему дыханию занять объем тела и мыслить себя как отдельная от всего остального творения, обособленная душа.

это только умственное построение, конечно, и все такое, без претензий и покушений на Абсолют и Истину. но зато так примиряются две хорошо известные в христианском православии антропологические модели: дихотомическая и трихотомическая. вот это для меня важно сейчас!

Упражнения на актуальность ленты
ухо
saag
Оригинал взят у sumka_mumi_mamy в Упражнения на актуальность ленты
Упражнение первое
Загляните в свой профиль. Откройте первые 10 журналов из списка друзей и посчитайте сколько из них обновлялись в феврале. У меня получилось 7 из 10. Надо будет повторить через год.

Упражнение второе
Загляните в свою ленту, посмотрите на 10 свежих неподзамочных надписей и процитируйте ту, что пришлась под настроение.
Процитирую эту: «Узнал, что кроме реки Вобли есть ещё река Убля. День прошёл не зря.» http://almony.livejournal.com/381150.html

Упражнение третье
Приведите ссылку на какую-нибудь свою раннюю запись, которая вызывает у вас сентиментальные воспоминания.
Месяц как я пришла в жж. Все френды в тот момент – друзья детства и соседи: http://sumka-mumi-mamy.livejournal.com/9090.html


анафема и катафема
ухо
saag
надо записывать интересные мне самому мысли. а не то они утекают и забываются быстро. лучше всего подойдет блокнот, конечно. но уж раз тут открыл - запишу вот.
"анафема" стала "проклятием", отвержением только веке в пятом, в устах святых отцов святых Вселенских соборов. а так, раньше "анафема" была "ВОЗложением к Богу" (ну, или богам).
с этим ВОЗложением интересно. здесь замечательная игра слов: ανα - это "воз-", а "θεμα" - это и "ложить" (я извиняюсь), и "то, на что смотрят", _дивятся_ (ср.: "Див", "Дэв", "Deus", "Θεος"). Дивятся потому, что _ИЗ_ Этого самого исходит нечто дивное (θεν - суффикс со значением "из, откуда"). тогда выходит, "αναθεμα" - это примерно "как Вышнему, т. е. Богу будет угодно".

еще интересно. стоп! - думаю. а как же "анафема"="проклятие" только с V века, когда вот же, Апокалипсис 22.3: "и всяка анафема не будет ктому..." по-русски: "и ничего уже не будет проклятого"??
оказалось (для меня новость!), что в греческом тексте здесь "καταθεμα", то есть "приходящее отнизу"! все нормально, ничего страшного. но только ни цсл "анафема", ни рус. "проклятое" не передают основного смысла оригинала: и ничего "от нижних" уже не будет - только Бог и поклонение Ему от рабов Его.

для меня это вот все - очень интересная находка!

жж умирает
ухо
saag
прочитал прогноз о скором конце жж. ну и что ж такого? позволить вечно новой и свежей жизни нажать delete - что может быть лучше!

медитация
ухо
saag
исходя из внутренней формы этого латинского слова, речь идет о проникновении в глубину - в сердце, "в самую серёдку", во "что-то важное между" (прости, Земфира, если вдруг ты имела в виду нечто другое).
только вот не надо лазить в викисловарь и исполнять мир премудростью, что meditare - это прям значит "углубленно размышлять". повторяю: исходя из внутренней формы, подходит "углубленно". ну и "раз-" пусть тоже. то есть, meditare - это "раз-глублять", или "проглублять", ок. ну так я как раз это и имел, так что не надо в викисловарь.

у нашего с вами христианского православия ситуация странная. с одной стороны в нашей стране секса нет религии медитация неизвестна и запрещена. с другой стороны, у нас есть _ектениЯ_, она же _ектиния_. от слова тинуть "тянуть".
ек-тиния - это значит "из-тягивать", вытягивать, растягивать. хорошо: про-тягивать - пусть. та же слово, только с другого боку...
"от-тягивать" еще, тоже годится. это - все равно, понимаешь, Карл?
в любом случае, что бы кто сейчас сам в себе вообразительно ни изобразил и о чем бы ни подумал. если некую мнимую монолитность _рас-тянуть_, то _про-меж_ составных элементов этого якобы целого непременно станут заметными _про-меж-утки про-стран-ства_, свободного от чего бы то ни было.
разблокировать сознание от привычных, как комплексный обед, комплексов мышления, расширить спектр и горизонт внимания за пределы кажущегося монолитным и неприступным заборчика личных мнений, устремлений и переживаний - навстречу просторному божьему миру -
вот в чем настоящий смысл духовного отдохновения под названием _ектения_. или, как ровно тот же самый эффект еретично, возследуя индийским факирам, называют католики, _медитация_.
только и всего, никакого зла для христианина в слове "медитация" не обнаружено :)

Борис Борисович, с днем рождения!
ухо
saag
Спасибо за все!


пс. 140 как актуальный текст
ухо
saag
весь этот псалом - от начала и до конца - раскладывается для меня сегодня как свидетельство суетности социального общения, в частности, в соц. сетях. очень подробно там все про это расписано.