священник Алексей

Previous Entry Share Next Entry
Что нам делать с Новым годом?
ухо
saag

Лет пять назад написал для газеты местного значения такую поэму:

Что нам делать с этим Новым годом?

Чего не забыть нашему человеку зимой — так это встретить очередной Новый год: в полночь на 1-е января, под бой курантов, с бокалом шампанского. И не важно, знаетесь ли вы с японским календарем. Найдется способ каждого оповестить: 1) какого зверя встречаем; 2) что надеть, чтобы ему – этому зверю –  понравиться. Массовая культура, увы, столь же всеядна, сколь корыстна ее реклама. И все же не рекламные акции сделали Новый год таким популярным.

Для нас, рожденных в СССР, этот праздник особенный и любимый. С детства запах хвои и мандаринов неизменно связан для нас с ожиданием чуда, «нового счастья». (Надо ли говорить, что сия новогодняя тайна — родом из Рождества?) «Пустой» идеологически, что считалось недопустимым, Новый год потому даже был запрещен какое-то время (в 30-е годы). Но его и тогда встречали: скромно, в семейном кругу. Эта тихая радость спасала людей от тотальной коллективизации. Эта тихая грусть (ведь время идет!) не давала забыть о душе. И когда Рождество вдруг «вернулось», Новый год не ушел.

Вот и приходится нам, христианам, как-то решать для себя: как относиться к этому празднику «мира сего»?

Можно пытаться забыть «былую любовь»: не поздравлять никого, не принимать поздравлений и объявлять, что проспал всю новогоднюю ночь. (Ведь богослужебный-то год начинается в сентябре!) Но именно эту ночь про себя не считать новогодней, если честно, вряд ли удастся.

Только зачем и пытаться? Ведь назначение Церкви –  не в том, чтобы прятать себя от мира, который во зле лежит. Ей суждено, оставшись в мире, претворять его тьму во свет. Именно так было с языческим «Днем рождения солнца» (25 декабря, день зимнего солнцеворота). Вместо простого запрета (мол, для христиан день этот – будним да будет) Церковь наполнила праздник языческий новым, Христовым смыслом. Так она помогала спастись всем, кто привык праздновать в этот день. Он стал для нас днем прославления нового «Солнца правды» — однажды во плоти рожденного и навсегда воссиявшего в мире Иисуса Христа.

Восприняв на Себя человеческое естество, Господь вошел в нашу земную историю. С тех пор череда лет – больше не бег по кругу без смысла и ясной надежды. Это –  путь. И Новый год – новый шаг навстречу Тому, Кто стал Началом пути, и Кто ожидает в конце.

Правда, 1-е января – по новому стилю – опережает теперь старостильные святки. Больше того, попадает на пост. И все же: можно по-новому увязать этот день (эту ночь) с Рождеством. Не похож ли мир в новогоднем предчувствии чуда на волхвов, устремившихся за необычной звездой, чтобы вскоре увидеть Младенца – Спасителя мира?

Хочется верить, что православные в силах праздновать Новый год по-христиански. Не нарушая поста: ведь праздничным можно сделать и постный стол. Но и не с хмурыми, постными лицами, пугая родных и знакомых. Всем пожелать счастья и не скупиться на радость.

С Новым годом! С наступающим Рождеством!


  • 1
Отче, это так хорошо, что Вы это написали.
Но пугает другое: что есть адресаты... Казалось бы, самоочевидные вещи. Я еще как-то сформулировала, что благодарности много не бывает. Почему, если не хочешь по-светски напиваться вместе со всеми, не отметить наступление Нового года - еще одного года жизни мира - отметить его Божественной Литургией? Мы, помнится, так делали много лет подряд. Послушаешь куранты, перекрестишься, пообщаешься с людьми - и на боковую. А с утра к причастию. Как хорошо! :)

А Ваше ухо меня каждый раз улыбает. :))

*голосом Квазимодо*

а это не ухо... это моя улыбка - боком!

Re: *голосом Квазимодо*

Жубов только нет. А так - что ж...Обаятельно получилось...

Re: *голосом Квазимодо*

а я думал, что это художественное воплощение слов "имеяй уши слышати, да слышит!"

Re: *голосом Квазимодо*

а одно другому не мешает.

Re: *голосом Квазимодо*

Батюшка, я бы уже на вашем месте огромный слово про ухо написал. Стилистический практикум получился бы. Или гомилетический.

Re: *голосом Квазимодо*

:)
это будет нескромный мадригал тогда.

Re: *голосом Квазимодо*

Так то тогда, а сейчас это может стать семиотической развивакой.

Re: *голосом Квазимодо*

ага, понял, о чем вы. боюсь, не потяну. надо ждать внезапное вдохновение.
про ухо написал пост, но в жанре мемуара, вы говорите не про такое, понимаю.
подождем...

Замечательная поэма! Самая что ни на есть святочная по настроению.
Спасибо большущее. Мне сейчас как раз ее и не хватало. Спасибо.

А улыбка у Вас, отче, хоть и покосилась чуток, но все равно очень даже искренняя и подкупающая.

:) рад, что пригодилось.

о календаре

Как Вы думаете, отец Алексей - доживем ли мы когда-нибудь до перехода РПЦ на григорианский календарь? ведь вроде как советской власти больше нет.....имхо, все-така Рождество должно быть до Нового Года (это, кстати, к Вашей поэме)

Re: о календаре

Видите ли, вы затронули один из важнейших вопросов духовной жизни... Я бы сказал - догматический... эсхатологический вопрос! Что же должно быть раньше: Новый год - или все-таки Рождество?? Достойно ль
Действительно, фактор враждебной власти уже не стоит на повестке дня с прежней пугающей остротой. Поэтому все прогрессивные силы человечества (и уж по крайней мере - всего православного человечества), отложив все прочие, меньшей важности вопросы, просто обязаны посвятить свои светлые умы разрешению этого... (так, это я уже говорил)... "разрешению на вся" - по выражению Устава - в Новый год!

Догматическую эсхатологию в студию!

И скорее!!!
А то мой светлый ум кажный год за светлый разум заходит, когда новогоднее меню составляю: "Тот постится, этот нет, коньяк не молочный, а вот енту барышню лучше не искушать еще недельку..."
И так каждый год. Новый который.

Re: Догматическую эсхатологию в студию!

:-)
А для нас сейчас два Рождества являются ужасно удобной ситуацией! На четыре прихода сразу не разорвешься. Вот и служит о.Дионисий 25 декабря в Гонконге, где много западников, а 7 января отправляемся в Пекин, где почти все прихожане россияне.
Правда два прихода все равно остаются без праздника...

И не в тему - Евгений Сергеевич, а Вы завтра будете на курсах?

Re: Догматическую эсхатологию в студию!

Вот как раз завтра у меня день особых разъездов.
С 11-и выбегаю с Курсов, еду на Севастопольский, везу маму к себе на квартиру со всей семьей праздновать ее 80-летие (я не шучу!) Возвращаюсь на Курсы часам к 6-и, и до вечера -занятия.
Четверг был бы удобнее, особенно в 1-й половине дня.

Re: Догматическую эсхатологию в студию!

вот вам везука!

Re: Догматическую эсхатологию в студию!

Да! Вот на Пасху такой номер уже не пройдет! :-)

Re: о календаре

....ээээ....простите, духовная жизнь, это которая из духовки???...и вот это...слово....экс...экс...эсхатологический...нам, блондинкам, сложно как-то....мы больше по светлым умам...ну в крайнем случае, с "перышками"....

Re: о календаре

отчего ж? вы все подвергли верной экзегезе: духовная жизнь - это: надо испечь чего-нибудь; а эсхатология - это значит, надо не всю ночь перед тв, а всем на воздух ИЗ ХАТ прогуляться выйти; позвонить другу - "АЛЛО", мол, с Новым годом!
одним словом, благотворения и общения не забывайте, и все такое с перышками.
хотя "общение" - это откровенный пароним! :)

Спасибо, батюшка! Замечательная поэма!
В свое время очень болезненно переживала эту ситуацию, когда вскоре после воцерковления попала со своим будущим мужем в гости к его другу в церковную семью. Духовник семьи сказал тогда, что празднование Нового года есть большой грех. Помню, для меня это прозвучало как приговор - Новый год всегда был любимым светлым семейным праздником, дорожкой в детство. И отпраздновала этот Новый год словно из под коряги - с одной стороны нужно было радоваться вместе со всеми, с другой - тяготило слово "грех"... Для каждого человека есть своя мера, которую духовник обычно знает и определяет, да где ж мне тогда было это понять!
Попадись в то время на глаза такая поэма, насколько все было бы проще :-)

Спасибо. :) И Вас!

Новый год уже настал
Ну а я его проспал:
"Просыпайся, лежебок,
Обратися на Восток
И на Запад посмотри -
Свежий кофе завари."
Так сказало Ухо мне -
Значит правда не в вине!

кофеиновая зависимость
нас к добру едва ль приведет.
возбужденье - обманная видимость,
краткий миг, когда "афтар жжот".
заварю-ка я чаю травного,
минералкой разбавлю сок
или... нет, не раскрою главного,
что пойдет организму впрок.

Один мачо из Дель Пасо
Не сносил вина и квасу
До чаев не опускался
Лишь текилою спасался.

И ему прибудет время,
Когда кактус станет в горле -
Вспомнит как кофейно семя
С другом лучшим перетерли,
Загрузили с верхом турку,
Подожгли - и в тот же час
Вдруг запели хором "Мурку"
Еще раз и много раз.

Мораль сей басни будет такова:
Хоть мачо ты, но все же русская сова!

The Curse of the Were-Macho

узнай же, друг, что слал я жертвою
бесчеловечной операции:
как сон кошмарный, вслед за первою
грядут все новые мутации.

сам посуди: был, как горилла,
покрыт я шерстию густою...
шерсть опадает, с нею силы...
как мачо что теперь я стою??

пал аппетит: склюю за радость
на завтрак ложки две овсянки -
и на день сыт.
меня боятся комарадес -
я позабыл былые пьянки...
не мачо - стыд!

и нрав совиный также не избег
вмешательства немилосердного.
в нощи я - филин, ergo человек!..
c рассветом -
жаворонок оперенья бледного 8>(

  • 1
?

Log in