священник Алексей

Previous Entry Share Next Entry
Церковь --
ухо
saag

что это такое?
На этот вопрос, заданный детям - ученикам воскресной школы, получаешь предсказуемый, от зубов отскакивающий ответ: "Это дом молитвы".
Все бы ничего, но ведь на протяжении прошлого учебного года тведили им, что "Церковь - не в бревнах, а в ребрах", "Церковь - это и мы с вами тоже". Не так просто им усвоить эту истину. А надо - очень.
Ведь вот сейчас: проходим начало истории Церкви. Деяния Апостолов. Петра заточили в темницу и хотели казнить, а "церковь творила о нем усердную молитву"... И Павел, "проходя, утверждал церкви по всем городам"... Тут же - и Храм ветхозаветный... Одним словом, путаница. Дети рисуют золоченые храмы (при этом ветхозаветный - один из них, такой же, с крестами, естесственно). Павел эти храмы строит, Петра ангел туда ведет за руку...
Смешение понятий: "Церковь - Собрание" и "церковь - храм" - имеет свой смысл, от него - своя педагогическая польза. Храм - святыня, место таинственной встречи со Христом; Он Сам об этом месте печется и благоволит к приходящим сюда. То есть, молиться можно везде, конечно, но храм - отнюдь не "факультативное" место нашего спасения.
Однако сегодняшний исторический момент, похоже, требует расставить тут над i все точки. Четко выделить из двух понятий первое, основное. И сделать это запросто не получается.
В детях просто непосредственнее проявляется тот туманный стереотипический взгляд, которым смотрят на ц-(Ц?)-ерковь очень многие взрослые. Они в "церковь" приходят и из "церкви" уходят после службы. А надо, чтобы эти выражения хоть иногда зацепили, покоробили языковое сознание. Должно хоть разок резануть слух, когда говорим: "Ну вот, вышел я из церкви, как служба закончилась - и пошел по делам"!

Решено разработать операцию "Церковь - это люди" (первый в святом Собрании - Христос, разумеется).

Пришла в голову идея. (все права защищены и все такое)
Надо нарисовать много молящихся (группа более 3-х человек разного роду и сословия) во главе со священником. И набор разных зданий с окнами-отверстиями. Храм (а можно и разные храмы - заодно освежить в памяти учеников основные типы храмовой архитектуры); домик в деревне; фрагмент многоквартирного дома; чисто поле чисто; лесная чаща (ча/ща - пиши с буквой А); горная круча... Последние варианты на природе - под сомнением, а то скажут, что во! сектанты! Хотя священник-то - тут, на рисунке, предстоит... Подумаю еще.
Трафареты накладывать поочередно на рисунок с молящимися. Это - Церковь. И это - тоже Церковь. И это - тоже... И просто один этот рисунок с людьми - Церковь и есть. А еще можно фотографию (лучше) или тоже рисунок: порушенный храм, без куполов, превращенный в склад или что-то еще (тут про советские гонения упомянуть можно). Такой храм - увы, не церковь: в нем никто не молится, не причащаются -  здесь не собирается Церковь. Когда придут люди, вновь освятят это место молитвой - тогда да. Церковное Собрание сообщает зданию одноименное достоинство.


  • 1
Ну, если строго соответствовать правилам русского языка, то все же, "Такой храм - увы, не Церковь, а церковь".

Ну да, в мистическом смысле, намоленное место и т.д. Но в таком состоянии - нет все же. И не церковь. А склад/клуб/еще какая мерзость запустения.
А прописные буквы - ох насколько нестрогая вещь, учитывая церковно-славянское наследие.

И главное, весь пост как раз про то, что эта невольная игра слов нам немощным сейчас не на пользу - а вы!..

а стоит ли кидаться в крайности?..

Это - не игра слов, а русский язык. И жить деткам в этой стране, говорить и читать книжки на этом языке, поэтому не лишним будет знать, что слово "церковь" - многозначное, означает одновременно и дом молитвы, и собрание верующих. Не уверена, что детей стоит грузить на тему церкви как конфессии и как института. Наверное, стоит сказать о Церкви, как о Теле Христовом (зависит от возраста)... Но одно точно знаю по своей мелкой - главное не перемудрить. Объяснять лучше предельно просто, предельно понятным языком, с другой стороны, не учить сперва неправильно ("они сейчас не поймут, потом разберутся"). Я плоды такого обучения на математике расхлебывала: в первом классе заучат, что квадрат и прямоугольник - разные фигуры, в пятом вдруг оказывается, что квадрат - это тоже прямоугольник, дети в ступоре.
Поэтому имхо если ребенку в будущем в художественной литературе придется читать "на развалинах церкви...", у него не должно тут же возникать однозначных и устойчивых ассоциаций с разваленной общиной. А читать придется - в художественной литературе храм чаще называется церковью, бо именно значение культового строения выдаст в первую очередь практически любой словарь, в т.ч. словарь Даля.
Просто после соловецкой реставрационной бригады, когда обмазываешь Спасо-Преображенский собор своими руками, чувствуешь каждый кирпичик, чувствуешь всю его историю, всю его намоленность и всю его боль, как чувствуешь живое существо, язык не повернется назвать его "тюремным бараком". И даже "музеем русского зодчества".
Это как у Драгунского, последний аргумент: "Он живой и светится!" :))
Я вообще-то к излишней экзальтированности не склонна, я белый-пушистый, сижу-примус починяю :) Просто воспоминания с Анзера нахлынули, когда про разрушенный храм прочитала. Рушь-не рушь, а когда в поле зрения катера впервые оказывается о.Анзер со свечкой Голгофо-Распятского скита, охватывает такой восторг, что дух захватывает. И еще вопрос, кто кому "одноименное достоинство" сообщает... Поверьте, эти "стены" многих обратили. :)

Re: а стоит ли кидаться в крайности?..

Ваша проблема мне понятна. Но у нас сейчас - другая :)
Про квадрат и прямоугольник - похоже, да. согласен.

Re: а стоит ли кидаться в крайности?..

У меня как раз проблем нет :))
Точнее нет, есть одна проблема - эти гады-буржуи, что делали сайт Сан-Марко запрограммировали так, что никакими, даже самыми хитрыми, уловками картинки не сохраняются :(( Вот.

Re: а стоит ли кидаться в крайности?..

одно слово - жмоты! :[

Re: а стоит ли кидаться в крайности?..

Вебпадра говорит, из Оперы сохраняется. У меня она не стоит сейчас просто...

Re: а стоит ли кидаться в крайности?..

А я оперу вообще-то не очень люблю (

Даёшь операцію!

только вот наркоз закончился...
)))

ох трудная тема. у нас вот собор - как толи рынок, толи дом быта. "причаститься пришёл". очередь за отпущением грехом, очередь за Плотью и Кровью, очередь крест целовать, очередь за просфорой... денюжку кладёшь...

а может попробовать поразить понятием Церкви на земле и на небе, отчёт посланников Владимира о Литургии в константинополе, икона вот если бы с Церквью наверху и внизу, Покров я видел такой...

Про Покров - отличная идея, спасибо!
Там хорошо то, что именно люди - на переднем плане. И можно просить показать, где на этой иконе - Церковь. Да.

"Церковь - не в бревнах, а в ребрах"

Это тоже цитата из Евангелия? :) Знаю, впрочем, аргументацию.

Отче, как-то Вы запутанно написали о том, что Церковь и есть собрание, а храм -- место для этого собрания. Здесь не смешение понятий, а раскрытие смысла слова.

Может детишки видят нечто, что даже их преподавателям не совсем очевидно? Вы же им уже год толкуете, а они на кого оглядываются?

Извините, если не совсем к месту.

Я как раз такого комментария и ждал. К месту, почему же.. Но - непродуктивно.
Запутанно - да, возможно.
Вопрос в том, что первое приходит на мысль, когда христианин слышит слово "церковь". У детей это - храм с куполами. Для малышей - годится, и бороться с этим совсем не нужно. А вот для старших - извините.
И если показать им икону, а они скажут: "Это Боженька" - тоже меня не устроит, заранее предупреждаю.

Первое было очевидно.

Главное было в:
"Может детишки видят нечто, что даже их преподавателям не совсем очевидно? Вы же им уже год толкуете, а они на кого оглядываются?

"А вот для старших - извините. И если показать им икону, а они скажут: "Это Боженька" - тоже меня не устроит, заранее предупреждаю."

Надо за старших браться.

Ваше главное - для меня слишком глубоко. Похоже, мне этого не взять.
)

"В Бога верю, а вот церковь - это не обязательно, это от людей, а мне посредники не нужны".
Боюсь, что это сейчас самая распространенная религия (верование) у нас, где больше половины (58%) жителей говорят, что верят в Бога (ура, их число растет с каждым годом!), а заодно еще много во что, только не в то, что надо)...
Вот и забавная певица Лолита говорит: "- Больше всего я не верю газетам. Во все остальное верю: и в Бога, и в инопланетян, и в домовых. А если не нервничаю перед концертом, значит, он будет не очень хорош."
Это я к тому, что за базар надо отвечать, т.е. тщательнЕе относиться к словам и понятиям, мнимым и истинным. Вопрос о том, что такое Церковь - один из важнейших и несчастнейших, где происходит смешение смыслов не в пользу истины. Половину спроси - кроме как о доме с белеными стенами и свечками внутри, ничего и в голову не придет. Кстати, думаю, что это примета последних времен.
А вообще, замечательная тема: от чистоты русского языка - к просветлению. Обширность топиков - безгранична. Можно даже словарь "по понятиям" начать делать.

Вам и карты... то есть - слова в руки!

Re: конечно!

А кто из нас филолог? Точнее: а кто из нас лингвист?!

Re: конечно!

А кто из нас придумал? :)

Re: конечно!

А кто первым начал?)

вот-вот - а потом удивляются почему дети "не учаться правильно"....любит у нас народ ответственность с плеч на плечи перекладывать....(только не обижайтесь!)
имхо - дети учатся на собственном опыте и практике. Сколько не говори, пока сами не потрогают, не споют, не сделают - ничего не изменится. имхо, я бы детей по-больше выводила на природу, в другие помещения, да хоть куда, с занятиями и молебнами. и ничего не объясняя, просто говорила, что "сейчас мы с вами устроим церковь (утрируя)". И только после нескольких таких "походов", когда дети попробуют, что там Можно - дать теорию. Но это большое имхо, часть "протестующего против штампов" харрактера :)

Re: конечно!

Идея про "вывести на природу и устроить церковь" - неплохая.
Только сперва теорию все же придется дать в каком-то объеме. По службе, чтобы на "эксперименте" они Устраивали, а не смотрели, как это с ними устраивают взрослые.

место совершения Евхаристии?

Ну, да. А оно - там, где епископ (или от него поставленный).

Кстати, оффтопом про ребра: почему седина в бороду, а бес в ребро?
СЛышал еще, что и женщина не из ребра сотворена - трудности перевода.
Что там такое с ребрами творится?

Как и в пословице про Церковь - подразумевается сердце, очевидно. А пор переводы - не знаю, не спец (

К вопросу о церкви.

Давно хочу спросить.
Отец Алексей, в каком храме Вы служите?
В Москве?

Если секрет (в инфе ничего нет), ответьте, пожалуйста, удаленным комментом.

на удаленный коммент

Жаль, что это такой большой секрет. (
Я думала, что "сетевые" батюшки заинтересованы, чтобы люди приходили в храмы, а не торчали перед компьютером.
Может, кто-то из юзеров ЖЖ захочет именно к Вам придти после общения в сети.
А Вы прячетесь за ником.
Странно все это. (((

Re: на удаленный коммент

просто мы с вами не знакомы :)
ужас: "сетевые батюшки" )))

а что за детки-то? и ладно, среду при наличии ближнего круга общения, можно вынести за скобки... А вот если в семье и в той общине, где они, твердится ровно противоположное тому, чему вы их учите, то все утверждения пролетят мимо, как пустая формальность..

уу-хухуу, как давно я этот текст не перечитывал! ничего себе. а вроде ничего - не очень стыдно за стиль :) даже наоборот: забористо так, по-журнальному. сейчас уже нет той энергии :)
детки? ну как: наши ученики. этот план был осуществлен тогда - не в точности, но в своем принципе. каждый нарисовал себя, и был составлен коллаж «Церковь».
проблема с пониманием больших вещей наступает в переходном возрасте. особенно когда прихрдят новые поду-детки, которые не были с нами от начала, плюс отягощенные либидом :) то есть, не проблемы с пониманием, а отношение к пониманию как к не особо нужной проблеме, «загрузу».
хотя для того, чтобы и верное понимание как-то отражалось на реальной жизни, надо общину загружать по полной. это очень трудно сделать :(

Так интересно! :)
А почему общину загрузить трудно? у меня тоже теперь будут детки - подростки, пока просто стараюсь подружиться с ними, а там посмотрим, что воспримут, что не воспримут.
Меня очень пугают родители. Вроде я могу понять, что нужно ребенка в вере воспитать, но часто это так жестко, сурово, категорично.. А потом вполне понятно, что детки растут безразличные

трудно - потому что люди сами вообще-то этого не хотят. и ждут, когда их поймают и впрягут. тогда они «подчинятся грубому насилию» и обрадуются. но ведь это так жестко, сурово, категорично.. :))
у меня не особо получается заставлять, впрягать.
родители тоже должны быть воспитуемы педагогом при поддержке священника.
а у вас - воскресная школа?

Да, так печально, когда не хотят.. Наверное, я идеалист и тот еще борец за свободу - пока не представляю, как без внутренней мотивации можно заставить что-то делать взрослых людей. А точнее, смысла в этом не вижу.
Современные дети чем замечательны, что их взросление раньше происходит. Кажется. Хотя, может, я по себе меряю - мне сказать в 14 лет о том, что я подросток, а не взрослый, было равноценно оскоблению.
У меня все более чем своеобразно, это молодежная группа в протестантах.

Мне было бы комфортнее на ты, если можно :-)

понимаешь, у них у всех дела.. )
дети - в чем-то взрослеют раньше, а в чем-то - вообще не взрослеют, кажется. многое по-другому у них - это точно.

  • 1
?

Log in